КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ МОСКВЫ

Что ждет торговые центры Москвы в 2015 году?

18 сентября,   2782
В Москве обеспеченность качественными торговыми площадями составляет 343 кв.м. на 1000 жителей. Не самое высокое значение по сравнению с другими городами России, но реальную картину развития рынка этот показатель отразить не может — стоит только вспомнить полупустые торговые центры. Так какова же на сегодняшний день обстановка в сегменте торговой недвижимости Москвы? Не пора ли девелоперам остановиться? Рассуждениями на эту тему поделились эксперты на одной из дискуссий выставки Proestate 2014.

Потенциал рынка

Профессиональный ритейл возник на московском рынке с 1997 года, но доля некачественных объектов к настоящему времени достигла 22% по данным Knight Frank. В том числе и по этой причине по оценке Сергея Гипша, партнера и регионального директора по торговой недвижимости Knight Frank, Москва имеет благоприятные условия для реализации торгового объекта. Однако это должен быть качественный и продуманный проект. Эксперты отметили, что покупатели начали уставать от обилия однообразных классических торговых центров, да и в целом уже заметны перемены в психологии потребителя. Все большую часть аудитории оттягивают на себя интернет-магазины, с другой стороны посещение парков и досугово-развлекательного сегмента в городе набирает популярность по мере их развития. Отмечено, что все больше людей предпочитает активный и культурный досуг походу по магазинам.

Сергей Гипш, партнер и региональный директор по торговой недвижимости Knight Frank

Сергей Гипш, партнер и региональный директор по торговой недвижимости Knight Frank

Сергей Гипш сакцентировал внимание, что стандартные концепции торговых центров районного, регионального и суперрегионального форматов уже не актуальны и скорее всего не смогут обеспечить арендаторов необходимым покупательским потоком. Рынок уже насыщен предложением, поэтому востребованными будут новые форматы ритейла, такие как ритейл-парки, лайфстайл- и фестивальные центры. Но пока рынок может предложить в основном классические ТЦ и ТРЦ. Среди готовящихся к вводу объектов уникальных свежих концепций пока не наблюдается. Наоборот, Сергей Гипш выразил беспокойство, что новые ТЦ оттянут на себя часть покупательского потока соседних объектов, но и сами не смогут обеспечить необходимый трафик. Например, по оценке эксперта, ТРЦ Авиа-парк — один из крупнейших новых проектов — чтобы быть экономически успешным, должен генерировать поток около 200 тыс. человек ежедневно. Из близлежащих районов добиться такого числа посетителей не получится, поэтому это будет непростой задачей, не смотря на уникального якорного арендатора — детский парк KidZania.

По-видимому, достраивающиеся объекты ритейла не успели отреагировать на изменения спроса и характера покупательской активности. Поэтому введенным в эксплуатацию ТЦ будет достаточно сложно в условиях ужесточившейся конкуренции, особенно в обстановке снижения покупательского спроса.

Строящийся торгово-развлекательный комплекс «Авиа-парк»

Строящийся торгово-развлекательный комплекс «Авиа-парк»

Советы арендаторам

Многих беспокоит нынешняя экономическая и политическая ситуация в стране, но как прокомментировал Максим Щеголев, директор по интеграции и развитию форматов ООО Лента, чтобы сделать выводы о ее влиянии, необходимо подождать и проследить изменения трафика.

Опытные арендаторы так же советуют тщательно изучить выбранный объект. Алексей Чиналиев, первый вице-президент компании «ТПС Недвижимость», напомнил, что необдуманно бросаться за якорями на новый проект рискованно по причине существенной разницы в условиях аренды.

Стоит обстоятельно разузнать и о плане развития и популяризации объекта и функционирования управляющей компании, чтобы не оказаться в последствие в безлюдном торговом центре. Желательно выбрать проект нового оригинального формата, который будет выделяться на фоне однообразных торговых площадок. Так же Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер», отметил, что в последнее время покупательский спрос сконцентрирован или на индивидуальных магазинах, расположенных в жилых районах, или на региональных и суперрегиональных площадках с наиболее высоким ассортиментом услуг и товаров.

Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер»

Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер»

Привлекательная развлекательная составляющая комплекса генерирует трафик, который, однако, не всегда конвертируется в потенциальных покупателей. Здесь уже многое зависит от самого арендатора: на сколько грамотно он распорядится помещением и выберет правильные акценты.

Как должен развиваться рынок

«Большинство новых проектов должны будут пройти по какому-то сценарию», — рассказывает Сергей Гипш — «Либо это будет реконцепция или даже редевелопмент объекта в новые востребованные форматы, или в противном случае торговый центр может ждать судьба, так называемых, dead malls — мертвых моллов». Уже открывшимся объектам так же не следует пренебрегать ребрендингом и маркетингом. Даже такие известные ТЦ как «Цветной» и «Метрополис» не только контролируют стабильность трафика, но и работают над его повышением.

Алексей Чиналиев добавил, что эффективность объекта торговой недвижимости особенно сильно зависит от транспортно-пешеходных потоков. Поэтому анализ локации и прогнозы развития транспортного сообщения в районе — один из ключевых параметров в проектировании нового объекта.

С точки зрения арендаторов успешность готовящихся к выходу проектов вызывает сомнения, поэтому имеет смысл тщательнее присмотреться к рынку и, возможно, на время занять выжидающую позицию.

КОММЕНТАРИИ0
Лучшие предложения
Новый Бизнес-центр Высота

3 км от МКАД по Калужскому шоссе, помещения от 20 кв.м.; с отделкой; подземный паркинг; 24 ч. охрана. От собственника.

Готовые офисы с ремонтом и без!

ЦАО! 3 мин. от метро. От 80 м2, от 135 т.р/м2. Эксплуатация 6 мес. в подарок!

Бизнес-квартал Парк Мира

Аренда офисов от 28 кв. м. Европейский бизнес-квартал. Красивая архитектура. Собств. территория, насыщенная инфрастр-ра. Арендная ставка 50% на 1-й год!